ГлавнаяНовостиГородБизнесОбществоРаботаНедвижимостьАвтоАфишаОтдыхОбщение
Поиск на портале...

Общие сведения. Свойства и закономерности

 

Законы композиции костюма

Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, - нечто большее, нежели простая шутка. Мы в такой степени присваиваем платье нашей личности, что немногие из нас, не колеблясь ни минуты, дадут решительный ответ на вопрос, какую бы из двух альтернатив они выбрали: иметь прекрасное тело, облеченное в вечно грязные и рваные лохмотья, или под вечно новым костюмом скрывать безобразное, уродливое тело, - так высказался о роли одежды в нашей жизни классик мировой психологии У. Джеймс.

Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т.е. правильно сгармонированным соотношением его элементов, частей и деталей.

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.

Общая форма одежды воспринимается человеком в первую очередь, затем -цвет, составные элементы формы и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. В основе костюма можно встретить три основные геометрические формы и их видоизменения: прямоугольник, овал и треугольник. От выбора формы костюма зависит впечатление, которое вы производите на окружающих. Прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность, деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость. Треугольные формы костюма создают ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики.

На основе этих простых геометрических фигур в современной женской одежде сформировались такие силуэты (силуэтные формы), как Мешок/Sacco, Прилегающий/Aderente, Трапеция/Ampia, Колокол/Сатрапа, Ампир/lmpero, Амфора/Anfora, Бал-лон /Palloncino, Мужской/Maschile.

Любая композиция должна обладать такими свойствами, как выразительность, целостность, гармоничность. Эти свойства создаются благодаря применению определенных средств композиции, к которым относятся: пропорции, ритм, симметрия-асимметрия, нюанс и контраст, ритм, цветовое решение. Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и таким образом воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Средства композиции сложились в результате длительной творческой деятельности человека и одновременно абстрагирующей работы его сознания в основные законы композиции. 

Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается: 

  • общая форма одежды
  • цвет и составные элементы формы
  • детали и подробности

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:  

  • пропорции
  • ритм
  • симметрия-асимметрия
  • нюанс и контраст
  • ритм
  • цветовое решение

Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Первый закон композиции - цельность, или наличие целого


Первый закон композиции - цельность, или наличие целого

Главное качество композиции - именно цельность. Художник объединяет отдельные части так, чтобы они образовали целое - будь это храм, скульптура, картина или платье. С цельностью связывают легкость восприятия форм. Закон цельности выражает неделимость целого. Выразительную характеристику цельности дал художник Н.Н. Волков: Композиция - это такой состав и расположение частей целого, когда ничего нельзя изъять без ущерба для целого, ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить.

Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия. Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала. Нюанс - своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме. Подобие - повторение в различных вариациях одного и того же элемента.

Второй закон композиции - закон пропорций


Второй закон композиции - закон пропорций

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается золотое сечение, когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5:8.

Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей - все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены следующие правила пропорций.

Принцип золотого сечения (3:5, 5:8, 8:13). Соблюдение этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие; рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета

Третий закон композиции - закон симметрии


Третий закон композиции - закон симметрии

Симметрия с давних пор считается одним из важных условий красоты формы. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.

Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов 

Четвертый закон композиции - закон ритма


Четвертый закон композиции - закон ритма

Важнейший признак ритма - повторение элементов и интервалов между ними. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.

Частный случай ритма - метр, то есть геометрически правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности.

Ритм в костюме могут создавать такие элементы: членение (линии конструктивные или декоративные), цвет (полоски, клетка и пр.), фурнитура (пуговицы и пр.).

По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:

  • горизонтальный (горизонтальные полоски)
  • вертикальный
  • спиральный
  • диагональный
  • радиально-лучевой

Последние три вида придают форме впечатление стремительного движения.

Метрическая организация в костюме может быть рядовая (складки) или осевая (пуговицы, карманы)

Пятый закон композиции - выделение главного в составе целого


Пятый закон композиции - выделение главного в составе целого

В дереве главное, вокруг чего объединяются все его части, - ствол; у животных - это позвоночник. В композиции главное - композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Композиционным центром называется тот предмет (часть предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что первым бросается в глаза.

Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не обязательно должен быть самым крупным - просто он должен привлекать внимание зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и второстепенные детали, подчиняя все главному.

В костюме роль композиционного центра обычно отводится деталям. Контраст

делает образ костюма более ярким и выразительным (рис. 9,10,11). На рисунке 9 центром композиции является огромный бант. В композиции платья, изображенного на рисунке 10, доминируют рукава: они привлекают внимание необычной формой и массой. Акцент в костюме на рисунке 11 поставлен на плече; контраст прямого облегающего платья и округлой детали создает классический и немного экстравагантный образ.

Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если костюм полностью черного цвета, центром композиции может быть прическа или макияж. Если композиционным центром является какая-либо деталь (шляпа, перчатки, бант, рукава), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или массой, привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать от него внимание.

Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он привлекает внимание к телу - к груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен, не запоминается или распадается, то есть не отличается целостностью.


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Общие сведения. Свойства и закономерности

Соседние подразделы:
Выкройки
Общение на сайте
ГородМахачкала (авар. МахIачхъала, лезг. Магьачкъала, таб. Мягьячгъала, дарг., кум. , лакск. Анжи-Кала, азерб....
Открыть раздел Город
Работа
Открыть раздел Работа
The LineAct Platform